Этим летом у меня была удивительная возможность познакомиться с группой творческих духовных людей, которые участвовали в постановке Upside Down Musical. С одной из них — замечательной женщиной Фрэн Варела — мы жили вместе у одной гостеприимной семьи в Сант-Луисе. Фрэн обеспечивала труппу поддержкой в разных мелочах, а также водила микроавтобус, развозя по домам актёров и выезжая по всевозможным поручениям. У меня была почетная роль наблюдателя и VIP фаната с бэстэйдж пропуском и возможностью провести в зал сколько угодно желающих безбилетников, поскольку билеты были все проданы, в то время, как Ивану предоставилась удивительная возможность сыграть роль своей жизни, но об этом лучше послушать его самого.
В одной из поездок в Волмарт (Фрэн ехала по поручениям и согласилась взять меня с собой — мне нужно было вернуть несколь (пять!!!) вещей, после чего я окончательно зареклась покупать что-либо дочери подростку без неё) мы с Фрэн обсуждали мюзиклы, персонажей, и она спросила меня: а какая роль твоей мечты? Я задумалась и поняла, что я уже, в каком-то смысле, сыграла роль своей мечты — я сыграла жену Апостола Петра Авигею в московской постановке Upside Down Musical 2003-2004 годов…
Но жизнь продолжается… Мы стали обсуждать, какие роли нам хотелось бы сыграть. У кого какая «роль её мечты»… Я задумалась… И поняла, что если бы Петр был женщиной или если бы я была мужчиной, то сыграть Апостола Петра было бы гораздо более интересной задачей, чем играть Ави, героиню, которая ярко живёт (на сцене) и героически погибает, чему практически невозможно подражать и на самом деле не так трудно сыграть, потому что все мы в душе мечтаем быть героями… Трудно представить, какой на самом деле могла быть жизнь этой женщины, в Писании нет подробностей о ней, кроме самого факта наличия у Петра жены. При этом я сыграла её в довольно молодом возрасте… Мне было тридцать, я недавно стала матерью и только представить себе могла жизненный опыт этой женщины…
Я стала искать, кто же из женских персонажей отвечает искомой многогранности и потенциалу для того, чтобы стать следующей ролью моей мечты на данный период жизни… Искать, кто мне близок, и поняла, что из всех Библейских женщин это — Марфа. Таааак. Сейчас же все, кто хорошо меня знают, прекратите улыбаться! И если вы улыбнулись -это ещё раз подтверждает верность направления, которое я выбрала.
Марфой часто пренебрегают, считая её женщиной неглубокой, ориентированной на дела, рассуждая о ней на основании только одной реплики Иисуса, опуская все остальное, написанное о ней. Её имя стало нарицательным — ироничной ремаркой в сторону женщин, предпочитающих практическую пользу созерцанию. «Марфа, Марфа..» Эти слова произносятся часто с насмешкой и, по моему мнению, без должного уважения… (См. Евангелие от Луки 10)
Чем больше изучаю и размышляю о ней, тем больше понимаю, что Марфа близка мне по многим причинам. Я вижу в ней женщину, которая сталкивается с теми же трудностями, с которыми сталкиваются женщины сегодня. Её часто сравнивают с Марией, при этом не в её, не в Марфину, пользу, снова делая вывод только по одной широко известной ситуации… Часто читатели Библии не замечают при этом (и я была в их числе) что Марфа — одна из немногих и, похоже, первая кому Господь открылся лично Сам, когда она выбежала ему на встречу, когда Он пришёл воскрешать Лазаря.
“Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.”
От Иоанна святое благовествование 11:25-27
Вам может показаться, что я спорю, пытаясь что-то доказать… Так и есть, однако спорю я не с тобой, дорогой читатель, а скорее с самой собой, досадуя на саму себя — на собственную былую поверхностность, однобокость, незрелость в отношении Марфы. И я хочу реабилитировать себя перед этой замечательной женщиной (поскольку она не персонаж, а личность), хотя это может показаться смешным и невозможным: Марфе-то что до этого! Хороший вопрос… А вот узнаю у неё сама, когда увижу её на том берегу — если будет на то воля и милость Божья.