Сегодня Татьянин день... И я хочу вспомнить мою дорогую бабушку - Татьяну Владимировну Антонову. Она была удивительным человеком - волевой, целеустремленной, умной, талантливой, импульсивной, она была теоретиком музыки, одной из любимых учениц Елены Фабиановны Гнесиной, была активным музыкальным деятелем... была основателем музыкального училища в родном моем Николаеве, но самое главное, она была моей бабушкой.
Мне, наверное, лет семь, и у нас с бабушкой - маминой мамой - есть несколько любимых игр. Одна из них называется “Руслан и Людмила”, в ее основе лежит сюжет сказки Пушкина. Бабушка в ней всегда играет роль Людмилы, а я - Руслана. Бабушку, то есть Людмилу, похищает злой волшебник Черномор и держит ее в плену (на самом деле, бабушка так и не двигается никуда - она остается в своем кресле). Оттуда она взывает о помощи: Руслан! Руслан! Спаси меня! А я из другой комнаты спешу ей на помощь: “Иду, моя Людмилочка!” Я успешно побеждаю злобного карлика, и влюбленные сердца воссоединяются! Еще бабушка прекрасно знает легенды обожаемого ею Крыма, которые и рассказывает мне вместо сказок. Также важно отметить, что детских книг дома у бабушки с дедушкой нет. Есть немного взрослых книг - собрания сочинений нескольких писателей - и очень очень много нот, всевозможные песенники, а еще есть двухтомник Оперных либретто, которые я запоем перечитываю уже в этом возрасте. Когда я рассказываю бабушке либретто опер, которые я прочитала, она иногда напевает мне некоторые из оперный арий. Поэтому с детства объектами моего восхищения и размышления становятся не персонажи сказок, а вперемешку герои крымских легенд и классической оперы: медведь, который от тоски превратился в гору Аю-Даг, лукавый Евгений Онегин, застреленный Ленский с неизменным “Куда, куда…” и страдающая вначале и неприступная потом Татьяна “Вы - роза, belle Татиана”, Гикия - девушка-героиня павшего Херсонеса, Цыганка Кармен и дон Хосе, Керубино “мальчик резвый, кудрявый…” и севильский цирюльник Фигаро, девушка, ходившая за водой и невольно выдавшая тайны укрытия, ставшего Тысяче-головой пещерой на Чатыр-Даге, нежная Диляра, для которой крымский хан велел построить фонтан слез в Бахчисарае… И проблемы их - отнюдь не детские - занимают мою светлую головушку…
Еще я очень люблю, когда бабушка играет для меня на фортепиано Итальянскую польку Рахманинова, но пройдет еще много много лет, пока узнаю, как на самом деле называется это произведение, и кто его автор, а пока что я всякий мой визит прошу бабушку: “Сыграй польку!”, и она играет, а я пританцовываю. А когда в дом приходят гости, бабушка не только играет, но еще и аккомпанирует дедушке, а он поет песни о войне, которые мне очень нравятся… особенно запоминаются две “Матрос партизан Железняк” и “Заветный камень”, который я скоро смогу петь наизусть сама. Еще дедушка иногда исполняет одну страшную и печальную песня о жестоком магарадже и его рабе… Край велик Пенджаб… В этой песне есть тайна, любовь, страсть ...и даже убийство!
Бабушка с чувством играет для меня, хотя одним глазом уже ничего не видит, а вторым видит только немного, поэтому, когда мы с ней рисуем, я рисую очень толстым черным фломастером. Через несколько лет она уже совершенно ослепнет из-за катаракты, но все так же, уже полностью слепая, будет продолжать садиться за инструмент… Я привыкаю к тому, что бабушка всегда готова уделить мне внимание, кроме часов, когда она отдыхает, потому что всеми делами у них дома занимается мой добрый дедушка… Он готовит еду, ходит в магазин и на почту, следит, чтобы бабушка принимала лекарства, делает ей перевязки, пишет под ее диктовку письма… И это такое счастье для внучки, когда бабушка, которая знает крымские легенды и оперные либретто, всегда готова поиграть или рассказать что-то интересное!
Отрывок из книги Счастье[точка]есть. 2015, Мария Ляшенко