Доброе слово …и кошке приятно! :)

Мало кто из нас вырос в атмосфере , где царили похвала, поддержка и ободрение, где слова подкрепляющие вашу уверенность и чувства значимости преобладали над исправлениями и обличением ваших проступков, дурных намерений или скрытых мотивов. Когда я встречаю людей, воспитывавшихся в атмосфере ободрения — я искренне за них радуюсь, а еще радуюсь за их друзей, за их супругов, за их детей. И за себя, что я знакома с таким человеком, потому что быть с рядом с вами, дорогие мои,  — это благословение! Я, к сожалению, привыкла обращать внимания на то, что кто мог бы сделать еще лучше…  конечно же, из наилучших побуждений!

Сколько раз нам уже говорили о том, что важно 3 раза похвалить прежде чем один раз исправить! И это лишь превентивная мера, чтобы не навредить своим исправлением… На самом деле не в этом суть! А суть в том, чтобы в нашем общении преобладало укрепление, поддержка и ободрение! Учителя Израиля считают, что соотношение должно быть даже не три, а ДЕВЯТЬ  к ОДНОМУ!

Не знаю, как вам удавалось применять этот совет, но я порой следовала этому как человек, который пытается в «старые мехи влить новое вино». И в итоге я действительно находила (иногда не без усилия) три слова поддержки, но только для того, чтобы после иметь полное моральное право  откорректировать собеседника, иными словами — выдать себе «лицензию на отстрел»… А вот как насчет того, чтобы поддерживать и ободрять не для того, чтобы было «правильнее» или легче исправить? Я до сих пор учусь этому.

Я начала писать этот пост, когда готовилась к семинару о поддержке — для женщин, которые ощущают потребность учиться ободрять в семье и просто по жизни. И я — одна из таких женщин! Знаете, я как тот старый пес, которого трудно научить новым трюкам. Я иногда разочаровываюсь в себе и думаю: горбатого… продолжение сами знаете..Я то и дело принимала решения поддерживать больше, и даже уже чаще при исправлении говорю о том, что было хорошо и даже больше говорю о том, что было хорошо… И даже после этого часто тоже завершаю мое сообщение поддержкой, как в сандвиче бабушки Терезы (Тереза Фергюсон — жена старейшины и учителя Гордона Фергюсона, они неоднократно бывали в Киеве с целью тренировки служителей)… Но после когда я перестаю сознательно на этом фокусироваться, это, к сожалению, не становится моей второй натурой… Может быть проблема в том, что мне нужно провести за созданием этой привычки 21 день… А может быть просто потому что мне нужно гораздо больше, чем новая привычка? Мне, возможно, нужны новые убеждения, нужно изменение сознания — «метаноя» по-гречески, или по-нашему — покаяние.

Можно конечно сказать: это уж слишком! Девять к одному? Серьезно? А если человек этого вовсе не заслуживает? А если он расслабится и перестанет стараться? А если он решит, что достаточно уже он изменился и улучшился? А если… (Чего боитесь вы? Дополните своими оправданиями).
Знаете, только наш эгоизм мешает нам претворить это в жизнь и подарить нашим ближним то чувство значимости, которого они заслуживают получить от нас, потому что лучше сказать им все это сейчас и повторять снова и снова… чем сказать только однажды, когда они уже не будут этого слышать — на их похоронах. Извините, за грустную аналогию, однако, мы не жалеем ни об одном критическом замечании, которое мы не успели высказать, когда теряем близкого человека, но насколько же мы жалеем о том, что не твердили им снова и снова и каждый день, и при каждой встрече, и с утра до вечера о том, как мы их ценим, насколько они особенны, любимы и дороги…

Пусть сначала это будет просто механическое упражнение, но вы разработаете мышцу ободрения, и все постепенно будет плавнее и легче, и естественней и само будет проситься наружу! Так было со многими моими привычками — одна из них — это привычка вести диалог с дочерью, признавая ее чувства и узнавая ее собственные убеждения о некоторых важных вещах. Это делается так: вы не спрашиваете ребенка о том, как он себя чувствует, а высказываете наблюдение: я вижу, ты чем-то расстроена. Расскажи. — и слушаете. А потом просто обнимаете и говорите: «Это должно быть очень трудно и грустно. Сочувствую…». И потом не говорите, что ей делать, а спрашиваете: И что ты думаешь делать?… и потом не критиковать ответ, а снова спрашивать — А что думаешь, будет потом?… как этот человек отреагирует…  и так далее — до бесконечности…   Сейчас это уже естественное положение вещей в нашем общении, а прежде это было для меня осознанным процессом, где мне приходилось контролировать каждое слово и останавливать мои попытки критиковать или сразу давать указания к действиям типа «я думаю лучше будет…»… И если у меня — прирожденного холерика, получилось, то, уверена, что получится и у вас!

Я обязательно как-нибудь поделюсь с вами конспектом с моего семинара, или проведу еще один и приглашу на него и вас, а пока что я хотела поделиться о том, какую попытку решила предпринять в стремлении вырасти в ободрении. Почти каждый вечер мы всей семьей садимся за стол и говорим о том, что кого порадовало за сегодня и что кого расстроило, иногда мы играем пару партий в карточную монополию или другую настольную игру. Кстати, если вы пока не завели себе привычку делиться о чувствах относительно прожитого дня с теми, с кем вы живете вместе — я очень и очень вам это рекомендую…

Когда более 15 лет назад я посмотрела фильм «История о нас» (советую к просмотру), мне запомнилась эта традиция героев фильма, и мы ее позаимствовали в свою семью. Это помогло нам быть ближе друг с другом — ведь когда мы делимся друг с другом о своих чувствах, мы делимся частицей души и еще больше привязываемся друг к другу. Порой мы добавляли к этому еще круг о том, за что мы хотим попросить друг у друга прощения. Это было в те годы, когда наша дочка была еще маленькой, и мы хотели научить ее просить прощения и признаваться в проступках. Мы верим, что тренироваться нужно во всем, в чем мы хотим преуспеть.

Так вот со вчерашнего дня я решила включить в свое сообщение о «радостях-печалях» моего дня обязательное дополнение — помимо того, чтобы просто поделиться радостями дня, я,  поделилась о том, чем меня порадовал каждый член нашей семьи… Я подготовилась, подумала о том, что сказать…. Чтобы это было искренне, чтобы это было значимым… И знаете, это оказывается заразительно, как сильный вирус! Вирус ободрения.

***

Я вернулась к черновику этой статьи спустя пару лет… Знаете, даже если в первый раз ваши слова ободрения могут звучать неестественно для вас самих, не останавливайтесь, тренируйте свой разум, тренируйте свой язык, тренируйте свое сердце! Конечно же, ваша сердечная мышца не имеет ни малейшего отношения к тому, ободряющая ли вы личность, тут я имею в виду вашего внутреннего человека, душу вашу, которая может развивать в себе прекрасные качества — способность утешать, ободрять, дарить надежду и поддержку. Ведь, как учил Иисус Христос «У кого есть — тому дано будет…» И каждому из нас так нужны именно поддержка и надежда, особенно в трудные времена… Хотя, когда это у нас были другие времена?

Поделись с друзьями